Позавчера на церемонии в Токио окончательно завершилась процедура ратификации международного соглашения под названием «Торговое соглашение по борьбе с контрафакцией» (Anti-Counterfeiting Trade Agreement, ACTA), которое было подписано 26 странами Европейского союза, после чего ратифицировано парламентами каждой из 26 стран участников, и, наконец, вчера очень оперативно утверждено европейским парламентом.
ACTA – это добровольное соглашение между странами, которое дополнительно регулирует местное законодательство европейских стран об охране интеллектуальной собственности, теперь внося для всех разрозненных местных трактовок единый унифицированный механизм контроля и охраны, в первую очередь авторских прав. Теперь становится значительно сложнее, например, файлхостингу rapidshare.com защищать свои позиции на базе узкой специфики авторского права характерного исключительно для немецкого законодательства, так как международные соглашения подписанные страной-участником всегда имеют приоритет над её национальным законодательством, что открывает двери для более эффективной борьбы с нарушениями такого рода.
Теперь с принятием ACTA, в Европе начинает действовать многоуровневая система контроля за оборотом контрафактной продукции, для чего создаётся специальный наднациональный Комитет, что вне всяких сомнений значит усиление мер по борьбе с нелегальным распространением объектов авторского права.
Исторически, ACTA разрабатывается с 2008 года и является прямым дополнением к ранее принятому закону TRIPS («Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности»), спецификой же именно ACTA в этом тандеме из двух очень похожих законов является тщательная проработка противодействия именно цифровому пиратству и защите прав интеллектуальной собственности в контексте современного мира.
На данный момент опубликовано несколько проектов этого закона, но юридический анализ его финального соглашения до сих пор недоступен, поэтому пока вся критика этого закона базируется на последних черновых проектах ACTA.
В частности, чаще всего указывают следующие новые моменты, которые привносит этот закон:
- Усиление контроля со стороны провайдеров, обязательное ведения лог-файлов и создание технической системы для безусловной идентификация любого пользователя-абонента, что фактически полностью деанонимизирует пользователей интернета. В частности, особое внимание будет уделено пользователям децентрализованных сетей вроде BitTorrent, для обязательной идентификации которых ”должны быть приняты все надлежащие меры”;
- Право выборочно досматривать содержимое электронных носителей любых граждан при их пересечении национальных границ с любой страной-участником ACTA. Пока неизвестен механизм того, как это будет реализовано чисто технически, и какие устройства могут быть подвергнуты досмотру (также остаётся непонятным как будет соблюдаться при этом европейский билль о неприкосновенности частной жизни);
- По сведениям Electronic Frontier Foundation, в закон также, скорее всего, будет включено уже ранее озвученное, так называемое “правило трёх поимок”, которое гласит: если каким-либо гражданином более трех раз нарушались авторские права, то по аналогии с водительскими правами, суд в праве лишить его права пользования интернет-услугами (у всех интернет-операторов стран-участников ACTA).
Как пишет вице-президент Европейской Комиссии Тхом Холвирда (Thom Holwerda): ”Я очень разочарован принятием закона ACTA. Это черный, очень черный день в истории Европы”.
При этом следует обратить внимание на другое, что уже более конкретно касается граждан России. Как уже было сказано выше, ACTA является пакетным документом дополняющим TRIPS, тогда как TRIPS является “минимальным обязательным набором условий для выполнения в области охраны объектов авторского права для всех стран-членов ВТО”. Как известно, Россия официально вступает в ВТО уже в текущем 2012 году, и последние принимаемые поправки сигнализируют о начале активной работы России по синхронизации своего законодательства с нормами TRIPS, что неизбежно приведет к серьёзному ужесточению ответственности за нарушения в области авторских прав. Тем более, как открыто утверждает справка-обоснование о задачах ACTA: “Конечная цель – добиться того, чтобы развивающиеся экономики, где положение дел в области защиты прав интеллектуальной собственности наиболее сложное, такие как Китай и Россия, присоединились к этому глобальному пакту”.
На фоне горячего противостояния против принятия похожих американских законов PIPA/SOPA, принятие европейского ACTA прошло быстро и спокойно, хотя и было отмечено проведение отдельных молодежных акций протеста в Европе, наиболее активным участником которых стала Польша.