Увидел свет релиз проекта LLVM 3.4 (Low Level Virtual Machine) - GCC совместимого инструментария (компиляторы, оптимизаторы и генераторы кода), компилирующего программы в промежуточный биткод RISC подобных виртуальных инструкций (низкоуровневая виртуальная машина с многоуровневой системой оптимизации). Сгенерированный платформонезависимый псевдокод может быть преобразован при помощи JIT-компилятора в машинные инструкции непосредственно в момент выполнения программы.
Основные новшества LLVM 3.4:
- Существенно увеличена производительность генератора кода. При использовании флагов оптимизации "-Os" и "-O2" по умолчанию включена поддержка автоматической векторизации циклов, ранее применяемой только при указании флага "-O3". Также включен по умолчанию представленным в прошлом выпуске новый SLP-векторизатор.
- Сборка по умолчанию бэкэнда для использования в качестве целевой платформы GPU семейства R600 (HD2XXX - HD7XXX). Бэкэнд необходим для компилятора шейдеров LLVM, который в свою очередь требуется для открытой реализации стандарта OpenCL;
- Внесены заметные изменения в бэкенд для процессоров PowerPC, положительно повлиявшие на качество кода и скорость сборки;
- Расширены возможности бэкендов X86, SPARC, ARM32, Aarch64 и SystemZ;
- LLVM 3.4 является последним выпуском, который может быть собран компилятором с поддержкой стандарта C++'98, для сборки следующих версий потребуется компилятор, совместимый с C++'11.
Основные новшества субпроектов LLVM 3.4:
- Улучшения в Clang:
- Обеспечена полная поддержка всех возможностей текущего чернового варианта будущего стандарта C++1y;
- В Clang Static Analyzer существенно улучшена поддержка C++, сокращено число ложных срабатываний и расширено число выявляемых ошибок;
- В состав включена новая утилита "clang-format", которую можно использовать для автоматического форматирования кода в текстовых редакторах или интегрированных средах разработки, на основе заданного набора правил стилевого оформления кода;
- Добавлен экспериментальный альтернативный интерфейс командной строки, обеспечивающий совместимость на уровне опций с компилятором cl.exe из состава Visual Studio, который может применяться для упрощения миграции проектов на Clang без переработки сборочных сценариев;
- При использовании флага "-O4" теперь не включается оптимизации на стадии компоновки (link-time optimization), для которой следует явно указать флаг "-flto", применяемый при любом уровне оптимизации.
- Проект Mozilla начал развитие проекта DXR, в рамках которого подготовлен инструментарий для поиска и навигации по большим кодовым базам, таким как исходные тексты Firefox. Поддерживается полнотекстовый поиск, запросы с использованием регулярных выражений и структурированные запросы в форме "найти все вызовы такой-то функции".
Из параллельно развивающихся проектов, основанных на LLVM, можно отметить:
- KLEE - символьный анализатор и генератор тестовых наборов;
- Runtime-библиотека compiler-rt;
- llvm-mc - автогенератор ассемблера, дизассемблера и других, связанных с машинным кодом компонентов, на основе описаний параметров LLVM-совместимых платформ.
- VMKit - виртуальная машина для Java и .NET;
- Реализация функционального языка программирования Pure;
- LDC - компилятор для языка D;
- Roadsend PHP - оптимизатор, статический и JIT компилятор для языка PHP;
- Виртуальные машины для Ruby: Rubinius и MacRuby;
- LLVM-Lua
- FlashCCompiler - средство для компиляции кода на языке Си в вид пригодный для выполнения в виртуальной машине Adobe Flash;
- LLDB - новая модульная инфраструктура отладки, использующая такие подсистемы LLVM как API для дизассемблирования, Clang AST (Abstract Syntax Tree), парсер выражений, генератор кода и JIT-компилятор. LLDB поддерживает отладку многопоточных программ на языках C, Objective-C и C++; отличается возможностью подключения плагинов и скриптов на языке Python; демонстрирует экстремально высокое быстродействие при отладке программ большого размера;
- emscripten - компилятор биткода LLVM в JavaScript, позволяющий преобразовать для запуска в браузере приложения, изначально написанные на языке Си. Например, удалось запустить Python, Lua, Quake, Freetype;
- sparse-llvm - бэкенд, нацеленный на создание Си-компилятора, способного собирать ядро Linux.
- Portable OpenCL - открытая и независимая реализация стандарта OpenCL;
- CUDA Compiler - позволяет сгенерировать GPU-инструкции из кода, написанного на языках Си, Си++ и Fortran;
- Julia - открытый динамический язык программирования, использующий наработки проекта LLVM.